Миф: Антидепрессанты вызывают зависимость. Некоторые люди в принципе боятся любых психотропных препаратов и считают, что злые психиатры превращают людей в «овощи» при помощи своих лекарств. При этом очень часто звучит мысль о том, что если человек однажды оступится и начнет принимать антидепрессанты или антипсихотики, то будет вынужден «сидеть» на них всю жизнь. Иногда психотропные препараты даже называют «ещё одним видом наркотиков». Тут хочется сразу оговориться, что вещество можно назвать в широком смысле наркотическим, если оно соответствует двум критериям: вызывает привыкание (зависимость) и входит в список запрещённых. Т.е. это не только медицинское, но и юридическое понятие. Как мы понимаем, те антидепрессанты, которые запросто можно купить в аптеке, не входят в список наркотических препаратов. Но что там всё-таки насчёт зависимости?
Миф о том, что антидепрессанты способны вызывать привыкание и зависимость, на мой взгляд, покоится на трёх китах. Во-первых, кто принимает антидепрессанты? Как уже говорилось в предыдущей статье, перечень показаний для их применения весьма широк. Однако одним из основных расстройств, для лечения которого они изначально и были предназначены, является эндогенная меланхолическая депрессия. В современных классификаторах болезней её обычно называют «рекуррентное депрессивное расстройство» или «большое депрессивное расстройство». Это генетически обусловленная форма депрессии, при которой у человека раз за разом, без всякой внешней провокации, на фоне полного благополучия, возникают депрессивные эпизоды, которые могут длиться порой по несколько месяцев и даже лет. Рекуррентная депрессия является хроническим заболеванием и полностью излечить его нельзя. И действительно, такие люди вынуждены порой пожизненно принимать антидепрессанты, получая всё новые и новые курсы различных препаратов, чтобы их депрессивные эпизоды были короче и легче протекали. Но это связано не с аддиктивным потенциалом самих лекарств, а со спецификой заболевания. Точно также пожизненно принимают препараты, скажем, люди, страдающие гипертонической болезнью или сахарным диабетом. И конечно, это не значит, что любой другой пациент, принимающий антидепрессант, будет вынужден делать это пожизненно. Многие другие виды эмоциональных расстройств излечиваются гораздо быстрее и успешнее рекуррентной депрессии.
Вторая возможная причина заключается в том, что иногда абстинентный синдром от наркотических веществ (пресловутая «ломка») путают с так называемым синдромом «отмены». Действительно, некоторые антидепрессанты, на фоне резкой одномоментной отмены препарата дают такой эффект, при котором у пациента развивается целый комплекс неприятных телесных и психических нарушений. Однако это характерно не для всех препаратов. Кроме того, грамотный врач должен учитывать это и снижать дозу подобного антидепрессанта постепенно, в таком случае синдрома «отмены» удастся избежать. Как мы теперь видим, синдром «отмены» не имеет отношения к якобы вызываемой антидепрессантами зависимости, ведь в любом случае, это явление временное.
И наконец, третий источник мифа об аддиктивном потенциале антидепрессантов заключается в том, что их попросту путают с лекарственными препаратами других групп. Некоторые психотропные препараты, например бензодиазепиновые транвилизаторы, действительно способны вызывать привыкание и лекарственную зависимость при длительном и бесконтрольном приёме. Опять же, компетентный специалист будет учитывать этот факт при назначении препаратов данной группы.
Однако в силу совершенно другого механизма действия, для антидепрессантов данное свойство нехарактерно и бояться привыкания и зависимости от них не стоит.