Ловушка психологической травмы

          Психологическая травма – понятие довольно обширное, если не сказать размытое. Это некий теоретический конструкт, имеющий эмоциональную составляющую. Содержание этого конструкта варьируется в зависимости от целей участников общения (чаще всего понятие используется педагогами и психологами).

Под психологической травмой в этой статье я буду понимать гипотетическую причину необычного поведения человека в разных ситуациях, связанную с произошедшими ранее  трудными, болезненными событиями в жизни, при здоровой психике.

Необычное поведение может быть такое:detskaya_psihologicheskaya_travma

— человек боится выступать перед публикой без аргументированных причин (тему знает хорошо, выглядит хорошо, выступать – боится);

— считает себя недостойным любви или симпатии другого человека. Для того, чтобы принять эти чувства, он обязан их заработать/заслужить;

— женщина «профессиональную» претензию в свой адрес рассматривает как унижение ее женского достоинства;

— резкое, эмоциональное реагирование на стандартные ситуации общения;

и прочее.

Что может быть причиной таких или подобных ситуаций?

Например, ребенок в садике соврал, взрослые об этом узнали и пристыдили его при всей группе и при родителях. Родители «добавили» еще от себя – «нам за тебя стыдно!».

Ребенку трудно, невозможно что-либо сделать с этим стыдом – его настолько много, что единственное, что можно сделать, это «законсервировать» чувства и постараться забыть ситуацию.

Так как проблема не решена, с этих пор чувство стыда будет потихоньку «непонятно как» отравлять жизнь этому ребенку, а потом и ему же взрослому.

Неважно, почему он соврал в детстве и соврал ли он, а также, зачем он это сделал.

Он будет взвешивать каждое свое слово и бояться, что, если он скажет что-либо, что можно подвергнуть сомнению, его будут оценивать все вокруг и стыдить  так, что он будет готов «провалиться сквозь землю».

Подвергнуть сомнению, как мы знаем, в наше время можно все. А потому наш ужевзрослый ребенок лучше вообще будет помалкивать, чтобы не чувствовать себя отвергнутым и одиноким.

Отсюда и боязнь высказываться, особенно публично.

В этой ситуации можно наблюдать, как появляется психологическая травма и один из способов ее влияния на жизнь человека.

Если бы ребенок сразу, еще в детстве не «спрятал» свои чувства, а сразу их пережил, таких сильных последствий могло бы и не быть. Но тогда для него это не было возможным.

«Ловушка» заключается в том, что законсервированные чувства во взрослом возрасте «достаются», чтобы их пережить, крайне редко. Для этого необходим другой человек, чаще всего психолог, обладающий навыками найти это чувство/событие и помочь человеку с ним справиться. Так как клиент в такой момент становится ранимым, крайне важно уважительное, бережное отношение психолога и доверие в отношениях.

То есть, психологическая травма – это следствие непрожитой, непрочувствованной болезненной ситуации в жизни человека.

Выглядит вполне просто, но на практике из-за давности травмирующего события, а также хорошей «консервации» чувств, с ним связанных, бывает трудно сразу найти причины имеющихся проблем в жизни человека. Либо событие может вполне осознаваться, но на уровне чувств не проживается, т.к. чувства очень сильные, «захлестывают».

Кроме того, для такой работы требуется доверие клиента к психологу, наличие так называемого «контакта».  Все это появляется постепенно, поэтому для эффективной психотерапевтической работы требуется длительное время (от 10 до 80 часов терапии).

Результаты такой длительной работы могут быть оценены при правильно обозначенных целях терапии на начальных этапах, а также по субъективным ощущениям клиента.

Например, через некоторое время после проработки травмирующей ситуации, клиент может отмечать легкость в теле или в общении с людьми, появление новых возможностей в профессиональной и личной жизни, либо другие, значимые для него изменения.

Светлана Метальникова