Как бороться с заниженной самооценкой?

Люди часто говорят, что им сильно мешает их заниженная самооценка. Но что скрывается за этими словами?

Обычно человек имеет ввиду, что он думает о себе хуже, чем он есть на самом деле. Предполагается, что Вы сравниваете себя «реального» и свое мнение о себе, и если мнение хуже, чем «реальный Вы», то у Вас заниженная самооценка.

На самом деле все несколько сложнее. Как правило, люди довольно точно представляют, насколько они в действительности умны/красивы/талантливы в чем-либо. И встроенные в психику защитные механизмы не позволяют человеку всерьез (т.е. и на сознательном, и на подсознательном уровнях) думать про себя гораздо хуже, чем есть на самом деле (таким образом психика защищает сама себя от распада). Человек может даже говорить, что он(а) глупый/некрасивый/неудачник, но при этом в глубине души (читай: на подсознательном уровне) знать, что это на самом деле не так. В таком случае можно говорить о неуверенности в себе и попытках компенсировать ее, «подбивая» окружающих разубеждать себя в том, что говорится.

Если же по какой-то причине человек думает о себе плохо на всех уровнях (и сознательном, и подсознательном), то чаще всего это значит, что защитные механизмы почему-то не сработали, и целостность психики находится под угрозой. Это может привести к очень серьезным последствиям. К счастью, сталкиваются с этим лишь немногие.

Как бороться с заниженной самооценкой

В остальных случаях все происходит несколько иначе: существует некий эталон, с которым человек себя реального сравнивает — некое представление о том, каким он должен быть. Откуда же берутся эти представления?

 

Чаще всего эти идеи закладываются еще в детстве (иногда — в подростковом возрасте). А если сказать точнее, человек внутренне соглашается и принимает некое представление о том, каким он должен быть.
Например, умным(ой) или красивой(ым) и т.п. Также обычно в это представление входит и идея о том, что значит быть умным(ой) или красивой(ым). Ребенок может «вытащить» эту идею из обращенных к нему слов (и поведения) значимых взрослых — родителей, наставников, учителей; реже — сверстников.
Проблемы начинаются тогда, когда это представление является/становится неадекватным реальной жизни. Например, если Вы считаете, что умный — это:

  • тот, кто никогда не ошибается,
  • или тот, кто может решить любую задачу быстро/с первой попытки,
  • или вовсе тот, кто знает ОЧЕНЬ много (а то и почти все обо всем),

а иногда и все это вместе — то Вам будет очень сложно заниматься любой интеллектуальной деятельностью, т.к. Ваше мышление будет постоянно блокироваться страхом сделать ошибку или не преуспеть с первого раза (а это кстати — прямой путь к прокрастинации).

 

Другой пример (реальный случай из практики): человек считает себя «недостаточно общительным» (интересно, кто и когда отмерил, сколько будет «достаточно»?), или просто говорит про себя: «Я плохо умею общаться с людьми». Начинаем разбираться, и оказывается, что «человек, который хорошо умеет общаться с людьми», это:

  • тот, кто всегда приятен в общении всем другим людям,
  • или тот, кто в любом состоянии и с любым собеседником может найти общий язык/интересную тему для разговора и т.п.
    То есть получается образ «идеального» партнера по коммуникации, которого не существует в природе.

Легко заметить, что такие неадекватные реальности представления чаще всего характеризуются «тотальностью» — в них присутствуют такие слова, как: всегда/никогда, все/любой/никто и т.д.

 

А иногда эти представления могут быть более реалистичными, но не имеющими никакого отношения к истинной природе данного конкретного человека.

 

Например, отец тихого спокойного мальчика отправляет его на занятия борьбой (опционально: сам ребенок хотел пойти заниматься бальными танцами).

 

Успехов на занятиях нет, отец укрепляется в мысли, что его сын «не вырастет настоящим мужчиной» и транслирует это ребенку (иногда говорит прямым текстом). Мальчик вырастает в мужчину, уверенного в том, что он «недостаточно мужественный» (а то и что похуже).

Или человек сам ввязывается во что-то, что ему(ей) очевидно не подходит. При хорошем раскладе удается преодолеть все препятствия за счет силы воли. Если же разрыв между реальными ресурсами и уровнем притязаний оказывается слишком велик, человек терпит неудачу и может в результате приобрести убеждение, что он(она) недостаточно хорош (причем редко ограничиваясь только той конкретной областью, в которой не удалось преуспеть).

Как же можно решить эту проблему и сделать свою самооценку адекватной?

 Во-первых, необходимо понять, какое представление лежит в ее основе. Если Вы считаете себя недостаточно умным/красивым/общительным, спросите себя: а каков тот, кто им является? Какие у него черты или особенности? Так Вы сможете выявить, какое убеждение нужно проработать.

 Во-вторых, нужно вспомнить, когда оно у Вас появилось. Сколько Вам было лет? Какая ситуация проступает в памяти наиболее ярко, когда Вы думаете об этом? Так Вы поймете, от кого Вам пришла эта идея (иногда может оказаться, что ее автор — Вы сами).

 В-третьих, и это самое главное: необходимо осознать, что только Вы управляете своими представлениями. И также, как когда-то давно Вы согласились с этой конкретной идеей, точно также теперь, в настоящем, Вы можете передумать и сделать другой выбор, а именно: отказаться признавать ее истинной. И если Вы искренне примете это решение, изменения не заставят себя ждать.